Советы по уходу за домашними животными

Исследование мочи при почечной недостаточности у собак и кошек

Наиболее яркие изменения в моче обнаруживают на олиго-анурической стадии острой почечной недостаточности и на финальной стадии хрониче-ской почечной недостаточности. Они характеризуются снижением плотности мочи, протеинурией, гематурией, цилиндрурией, возможно наличие высокой концентрации клеток эпителия, бактериурии.

Плотность (удельный вес) мочи зависит у здоровых животных от содер-жания в ней мочевины, солей натрия и других электролитов. У больных животных плотность мочи повышается при глюкозурии и протеинурии. Наличие 1% сахара в моче повышает ее плотность на 0,004, присутствие в моче белка в концентрации 3г/л приводит к повышению ее плотности на 0,001.

Плотность мочи бывает повышенной в течение 2-х суток после приме-нения рентгеноконтрастных препаратов.
Повышение температуры в помещении, где проводится анализ на каждые 3ОС выше 16ОС, сопровождается снижением относительной плот-ности мочи на 0,001. Снижение температуры на каждые 3ОС приводит к увеличению плотности на 0,001.
В норме относительная плотность мочи у собак соответствует 1,015-1,025; у кошек-1,020-1,040.
Понижение относительной плотности мочи ниже физиологических преде-лов называется гипостенурией. Она развивается при нарушении функции концентрации. При поражении канальцев, сопровождающимся полным от-сутствием концентрации мочи в почках развивается изостенурия. При изо-стенурии плотность окончательной мочи не отличается от плотности безбелкового фильтрата плазмы, то есть первичной мочи.
Изостенурия характеризуется относительной плотностью мочи, равной 1,008-1,010, по некоторым данным 1,012.
При ОПН отмечается гипостенурия, то есть снижение плотности мочи ниже 1,008-1,010.
Повышение плотности мочи отмечают при заболеваниях, которые характеризуются лихорадкой, поносом, рвотой, а также при сахарном диабете.

Протеинурия - выделение с мочой белка в количестве, превышающем его содержание у здоровых животных.

В норме в мочу поступает высокомолекулярный гликопротеид, который секретируется в дистальных отделах почечных канальцев. В моче он содер-жится в следовых количествах и методами, которые используются при общем анализе, не выявляется.
Различают протеинурию внепочечную, ренальную и функциональную. При внепочечной протеинурии белок попадает в мочу из мочевыводящих путей при уроциститах, уретритах, пиелонефритах, воспалении половых органов.
Ренальная протеинурия связана с болезнями почек. Она может иметь гломерулярное (клубочковое) и канальцевое происхождение. Клубочковая протеинурия развивается вследствие повышенной фильтрации плазменных белков через клубочковые капилляры. Увеличение фильтрации связано с расширением «пор» базальной мембраны и потерей отрицательного заряда. Клубочковая протеинурия наблюдается при гломерулонефритах, амилоидозе почек, гипертонической болезни, нефросклерозе, тромбозе почечных вен.
Канальцевая протеинурия развивается при нарушении реабсорбции белков в проксимальных отделах почечных канальцев.
Канальцевая протеинурия наблюдается при интерстициальном нефрите, пиелонефрите, некрозе канальцев.
Наиболее достоверную информацию о степени выраженности протеину-рии, а, следовательно, о тяжести заболевания дает определение суточной экскреции белка с мочой. Небольшая протеинурия (до 1г в сутки) отмечается при цистите, пиелонефрите; умеренная (1-2,5 г в сутки) при гломерулонефрите. Выраженная протеинурия (свыше 2,5г в сутки) отмечается при нефротическом синдроме любого происхождения.
При общем анализе определяют концентрацию белка в исследуемом образце мочи. При нефритах она составляет 0,1 – 3,0%, нефрозе – 3-5% и более, нефросклерозе – 0,1-0,2%, уроцистите – до 0,5%.
Содержание белка в моче при ОПН зависит от того, какая болезнь ее вы-звала.

Гематурия. При исследовании нативной мочи здоровых животных в поле зрения обнаруживают 0-2 эритроцита. Обнаружение в поле зрения 5-20 эритроцитов свидетельствует о наличии микрогематурии, 21-30 -умеренной гематурии и 31-100 - выраженной гематурии.

За сутки при микрогематурии с мочой выводится из организма 1-10 млн эритроцитов, при умеренной гематурии - 11-40 млн и при выраженной - более 40млн. Микрогематурия определяется только при лабораторном анализе мочи, при умеренной и выраженной гематурии моча окрашена в кровянистый или алый цвет.
По происхождению различают почечные (истинные), внепочечные (по-стренальные) и смешанные гематурии.
Почечная гематурия наблюдается при гломерулонефрите, пиелонефрите, опухолях, кистах и травматических повреждениях почек. Ренальная гематурия стойкая, безболезненная, сопровождается протеинурией. Кровь обнаруживается во всех порциях мочи, часто встречаются выщелоченные (потерявшие гемоглобин) эритроциты. При опухолях почек может отмечаться профузное кровотечение со сгустками крови.
Внепочечная гематурия отмечается при геморрагическом цистите, мочекаменной болезни, опухолях мочевыводящих путей, простатите. При заболеваниях мочеиспускательного канала кровь обнаруживается в первых порциях мочи, при поражении мочевого пузыря и предстательной железы - в последних.
Гематурию необходимо дифференцировать от гемоглобинурии и миоглобинурии. Гемоглобин появляется в моче вследствие патологического лизиса большого количества эритроцитов при кровопаразитарных болезнях, лептоспирозе, отравлении гемотропными ядрами. Наличие миоглобина в моче обнаруживается при обширных травмах мышечной ткани.
При гемоглобинурии моча имеет цвет мясных помоев и в осадке мочи отсутствуют эритроциты; при миоглобинурии моча темная и также отсутст-вуют эритроциты в мочевом осадке.
При ОПН отмечают выраженную гематурия и гемоглобинурию.

Цилиндрурия. Образование цилиндров связано с осаждением белков в просвете почечных канальцев. Белковая основа цилиндров состоит из уро-протеина, который синтезируется в почечных канальцах и белков сыворотки крови. Различают цилиндры белковые и клеточные. К белковым относятся гиалиновые и восковидные цилиндры. При налипании на белковые цилиндры эритроцитов, лейкоцитов и эпителиальных клеток образуются клеточные цилиндры. В зернистых цилиндрах белковая основа покрыта обломками распадающихся клеток. В мочу здорового животного за сутки экскретируется до 20000 цилиндров (в основном гиалиновых). Содержание белковых цилиндров в моче увеличивается при нефротическом синдроме и других сопровождающихся протеинурией бо-лезнях почек.

Эпителиальные цилиндры встречаются при дегенеративных изменениях в почках, а лейкоцитарные при пиелонефрите. Эритроцитарные цилиндры появляются при заболеваниях почек, протекающих с гематурией и протеинурией.
В щелочной среде цилиндры быстро разрушаются.
Клетки эпителия. Эпителиальные клетки в мочу попадает из почечных канальцев, лоханки, мочеточников, мочевого пузыря, уретры и половых органов.
При исследовании нативной мочи здоровых животных в поле зрения обнаруживают 0-3 клетки эпителия. При наличии очагов воспаления в мочевой системе концентрация эпителиальных клеток в моче резко повышается. В процентном отношении преобладает эпителий, который выстилает пораженный участок мочевой системы. Клеточный состав зависит также от глубины поражения тканей.
Эпителий мочевых канальцев представляет собой мелкие полигональные клетки с зернистой цитоплазмой и округлым ядром.
Поверхностные клетки многослойного переходного эпителия почечной лоханки имеют большие размеры, продолговатую или клиновидную форму и округлое ядро.
Поверхностные клетки слизистой оболочки мочевого пузыря, уретры и влагалища имеют большие размеры, полигональную форму, большое ядро и слабозернистую цитоплазму. При тяжелых поражениях мочевого пузыря в моче появляются веретенообразные, хвостатые, овальные и грушевидные клетки промежуточного слоя.
В моче самок обнаруживают также ороговевшие, чешуйчатые, не имеющие ядер клетки слизистой оболочки влагалища.
При ОПН в больших концентрациях чаще обнаруживают клетки почечного эпителия.
Бактериурия. При мочеиспускании в мочу попадает микрофлора слизи-стых оболочек уретры, влагалища, наружных половых органов и кожи. Поэтому обнаружение единичных микроорганизмов при анализе мочи не является доказательством наличия инфекции почек и мочевых путей. О наличии септического воспалительного процесса в мочевой системе свидетельствует обнаружение в 1мл мочи 100000 и более микробных клеток.
Бактериологические исследования стерильно полученной мочи позволяют, при необходимости, изучить морфологические, культуральные, патогенные свойства выделенных культур, что позволяет определить их родовую и видовую принадлежность, установить концентрацию микробных клеток и их чувствительность к антибиотикам.

На стадии восстановления диуреза плотность мочи остается низкой, содержание белка, эритроцитов, цилиндров, эпителиальных клеток в ней высокое.
На стадии полного выздоровления указанные показатели постепенно приходят в норму.
Для ХПН характерна никтурия, полиурия и стойкая изостенурия.
2526 admin 22.11.2018 0

Комментарии: 0

Добавьте свой комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Советы по уходу за домашними животными © 2018.
Бесплатный хостинг uCoz